Dmir — объявления по делу ← выберете свой регион из списка
Поиск по базе из 102 444 объявлений
Найти
Подать объявление
Бесплатно


Влияние международной торговли на развитие инноваций

Международная торговля является ключевым фактором прибыльности и выживания фирм во всём мире. И поэтому естественно ожидать, что она будет влиять как на стимулы к инновационным разработкам, так и на развитие промышленного шпионажа, в стремлении ускорить скорость «созидательного разрушения».

В этой статье мы рассмотрим четыре ключевых механизма, посредством которых международная торговля влияет на внутренние инновации и рост экономики. Вот эти механизмы ранжированные по степени влияния:

- размер рынка;
- здоровая конкуренция;
- сравнительные преимущества;
- вторичные эффекты знаний.

Каждый из этих механизмов предлагает потенциальные статические и динамические выгоды для благосостояния работающей формации населения. Изучение альтернативных этим механизмов, для динамических улучшений благосостояния населения и поиск доказательств их влияния (а также количественной величины) остаются интересными областями текущих исследований в экономике и социологии.

Одним из центральных выводов недавних исследований развития промышленных разработок, является то, что темпы инноваций эндогенно определяются ожиданием будущих прибылей. Идея эта не нова и восходит ещё к работам Шумпетера (1942) и Шмуклера (1966).

Поскольку международная торговля является ключевым фактором, определяющим прибыльность фирмы, как по размеру рынка, так и по степени конкуренции на товарном рынке, естественно ожидать, что она будет играть ключевую роль в формировании стимулирования и развития инновационных разработок внутри компании.

Такое развитие происходит в результате процесса созидательного разрушения, в результате чего существующие современные технологии постепенно заменяются технологиями следующего поколения.

Благодаря эндогенизации темпов развития инноваций, эти теории открывают совершенно новый канал для потенциального повышения благосостояния от международной торговли прорывными технологиями. В дополнение к традиционному статическому росту доходов, эти теории указывают на возможность динамического роста благосостояния за счёт увеличения темпов инноваций и технологического развития. Определение величины этих динамических приростов, относительной важности для них различных возможных механизмов и того, включают ли они постоянное изменение экономического роста (эндогенный рост) или временное изменение на пути перехода к устойчивому состоянию (полу- эндогенный рост) остаются центральными вопросами для исследований.

В существующей литературе по международной торговле существует значительный консенсус в отношении статического прироста благосостояния фирм, осуществляющих внедрение своих разработок в других странах. Эти тенденции определяются как повышение уровня полезности потока от участия страны на международных рынках. Традиционные теории международной торговли подчёркивают различия в альтернативных издержках производства различных товаров между странами, как источник сравнительных преимуществ. Специализация на использовании этих различий в альтернативных издержках порождает межотраслевую торговлю, поскольку страны экспортируют в отраслях, имеющих сравнительные преимущества, а импортируют - в отраслях, находящихся в сравнительно неблагоприятном положении.

Новые теории международной торговли подчёркивают дифференциацию продуктов и увеличение отдачи от масштаба, что может обеспечить рост благосостояния от торговли как за счёт расширения ассортимента продукции, так и за счёт сокращения производственных затрат. Результирующая специализация для реализации этой экономии, при масштабировании, порождает внутриотраслевую торговлю, в которой страны одновременно экспортируют и импортируют аналогичные продукты в рамках одной и той же отрасли.

Наконец, теории гетерогенных фирм на дифференцированных товарных рынках, указывают на неслучайный отбор наиболее производительных фирм для участия в международной торговле, и, как следствие, внутриотраслевое перераспределение ресурсов. Наиболее продуктивные фирмы выходят на экспортные рынки, в то время как усиление конкуренции побуждает уходить с них наименее продуктивные фирмы. Это способствует процессу избыточной доходности, за счёт повышения средней производительности во всей такой отрасли.

Хотя теории эндогенных инноваций и международной торговли открывают возможность динамического повышения благосостояния международных корпораций от этой деятельности, не существует единого мнения о существовании и величине таких изменений в темпах внедрения этих инновационных продуктов внутри своих стран.

Для того, чтобы попытаться понять более точно, какие процессы максимально влияют на эти процессы, можно предложить рассмотреть четыре основных механизма такого динамического роста доходности именно от экспортной деятельности.

Во-первых, международная торговля увеличивает размер рынка, доступного для всех фирм. В той степени, в которой процессы НИОКР связаны с фиксированными затратами, такое расширение размера рынка может повысить стимул к развитию новых технологий и изобретений, поскольку эти постоянные затраты могут быть распределены на большее количество единиц продукции.

Во-вторых, международная торговля увеличивает конкуренцию на товарных рынках, поскольку производители из разных стран выходят на рынки друг друга. В той мере, в какой это усиление конкуренции на товарном рынке снижает прибыль фирм, это может подавлять стимул к внедрению инновационных разработок. Это если рассматривать эти факторы в классическом компромиссе промышленной организации между статической и динамической эффективностью. Однако важным вкладом Шумпетерианского подхода было обнаружение богатой взаимосвязи каналов, через которые усиление конкуренции может иметь противоположный эффект, повышая стимул к инновациям или порождая перевёрнутую U-образную связь между технологическим развитием и конкуренцией на товарном рынке.

В-третьих, международная торговля стимулирует специализацию, в соответствии со сравнительными преимуществами, как в традиционных теориях торговли, обсуждавшихся выше. Если секторы различаются по темпам внедрения инноваций, то эта специализация, в соответствии со сравнительными преимуществами, может повлиять на совокупные темпы роста всех отраслей, за счёт изменения отраслевой структуры.

Однако, последствия этой специализации, для повышения доходности, более тонкие, поскольку рост производства и потребления не равны друг другу в открытой экономике. Даже, если страна специализируется на секторах с медленными темпами роста производства, она может пользоваться плодами более быстрого роста производства своих торговых партнёров из-за постоянного улучшения международных условий торговли.

В-четвертых, распространение международных знаний может напрямую влиять на темпы экономического роста стран, а сама международная торговля товарами может быть каналом распространения идей по всему миру. Эти побочные эффекты знаний могут способствовать достижению передовых рубежей мировых технологий и могут ускорить темпы их продвижения в глобальном масштабе. Торговля может влиять на распространение знаний посредством изменения, как компаний, экспортирующих продукты и оборудования, так и фирм, производящих аналогичную продукцию внутри страны. Распространение знаний может происходить случайно, либо в результате прямых инвестиций в приобретение этих знаний, либо, более косвенно, через имитацию более совершенных продуктов (что приводит к созданию таких производственных циклов, в которых продукты сначала изобретаются в некоторых частях мира, а затем внедряются в других странах).

Как пояснили нам аттестованные эксперты по оценке бизнеса из компании "Объединённая Консалтинговая Группа" (Са-нкт-Петербург), некоторые экономические факторы являются общими для любых моделей инновационного развития, основанных на разнообразии и качестве. Это происходит потому, что сами по себе инновации отличаются от обычных экономических благ по двум ключевым аспектам:

а.) Они неконкурентоспособны именно по той причине, что, как только идея была создана, она может быть использована кем угодно с гораздо меньшими (а иногда и нулевыми) предельными затратами.

б.) Права интеллектуальной собственности или нематериальные знания о внедрении инноваций позволяют исследователям получать от них хотя бы часть экономической отдачи. Более того, многие силы, влияющие на будущую прибыль от внедрения новейших разработок/товаров/оборудования/технологий, являются общими для обеих групп моделей, включая роль как размера рынка, так и конкуренции на рынке продуктов.

Другие экономические факторы сильно различаются между моделями внедрения/развития инноваций, основанными на разнообразии и качеством. Поскольку продукты дифференцированы по вертикали, все потребители согласны с тем, какой продукт предпочтительнее при заданных ценах. Следовательно, когда появляются новые технологии производства, то существующие современные технологии вытесняются. Это свойство имеет ряд экономических последствий.

Во-первых, созидательное разрушение влияет на стимулы к развитию новинок для действующих и начинающих компаний. Тот факт, что существующий поток прибыли пускается на внедрение и разработку новинок (так называемый эффект замещения), подразумевает более высокие стимулы к разработке инноваций со стороны молодых компаний, которые затем вытесняют действующих игроков.

Во-вторых, созидательное разрушение влияет на размер и величину внешних эффектов от внедрения и, следовательно, на расхождение между частной и социальной нормой прибыли. Делая свои внутренние инвестиции в НИОКР, новые участники не воспринимают внешние эффекты от разрушения прибылей существующих фирм.

В-третьих, вертикальный характер распространения новых технологий имеет важное значение для взаимосвязи между стимулами к развитию и конкуренцией на товарном рынке. В отличие от противостояния между фирмами в технологическом пространстве, усиление конкуренции на товарном рынке может либо ослабить стимулы к созданию новых разработок (эффект разочарования), либо усилить стимулы к внедрению инноваций (поскольку фирмы пытаются опередить конкурентов).

И, хотя существует обычно используемая структура для количественной оценки прироста доходности от торговли (как на международном, так и на внутреннем рынках), но в классе торговых моделей, в которых используются наблюдаемые доли внутренней торговли и оценки эластичности торговых потоков по отношению к торговым издержкам, количественная оценка этого динамического прироста благосостояния сводится к намного большей зависимости от структуры самой модели. В будущем определение альтернативных механизмов динамического роста доходности от вложений в новые технологии, и разработка надёжных подходов к количественной оценке их величины остаются интересными областями для дальнейших исследований экономистов.